Профессиональное
световое и звуковое
оборудование
Инсталляции

Osram каталог
Поделиться ссылкой

Евровидение-2009: новый успех Sennheiser

За кулисами «Евровидения-2009» Конкурс песни «Евровидение-2009» стал самым ярким музыкальным событием этого года. Масштабность мероприятия, впервые проведенного в Москве, поразила миллионы зрителей во всем мире. И сейчас, когда отгремели последние акко

Конкурс: рекорды зала

Мы хотим познакомить вас с тем, как это делалось. Как готовили артистов к выходу на сцену, как с помощью фантастически чувствительной аппаратуры устранялись малейшие помехи звуку, идущему от уст певца к микрофону, а от него по невидимым радиоканалам, через сотни килограммов электронного оборудования и спутниковые трансляторы – к динамикам миллионов телевизоров и радиоприемников.
Нам удалось заглянуть за кулисы «Евровидения» 15 мая, когда до начала выступления финалистов конкурса оставалось чуть более суток. Так называемый backstage tour, организованный для представителей прессы администрацией Первого вещательного канала и компанией Sennheiser, позволил нам увидеть то, что скрыто от глаз телезрителей. Ставший нашим гидом Борислав Володин, технический менеджер конкурса от Первого канала, провел нас по тем помещениям «Олимпийского», к которым в течение этих солнечных майских дней были прикованы взоры любителей музыки – пресс-центру, залу пресс-конференций, «Зеленой комнате», где собирались после выступления делегации стран-участниц.

Пресс-центр конкурса.
Пресс-центр конкурса.

Но самое главное – это зрительный зал на 20 000 человек, потрясающий не столько своими размерами, сколько беспрецедентной в полувековой истории конкурса технической оснащенностью.

Зрительный зал «Олимпийского».
Зрительный зал «Олимпийского».


Под крышей – 150 тонн оборудования!
Под крышей – 150 тонн оборудования!

На время проведения конкурса в зале «Олимпийского» были смонтированы светодиодные экраны общей площадью около 2000 кв.м. Потолок зала представлял собой отдельное научное достижение, способное стать темой диссертаций: под крышей было смонтировано свыше 150 тонн различного оборудования, что стало рекордом для этого зала: до сих пор максимальный вес составлял 70 тонн (на вручении премии «Муз-ТВ»). Теперь вес оборудования вдвое больше, и, чтобы минимизировать свои риски, организаторы привлекли специалистов из НИИ строительных конструкций им. Кучеренко, которые провели серьезный технический анализ. Конструкция под потолком зала, так называемая материнская плата, распределяла нагрузку таким образом, чтобы в каждой точке она не превышала 500 кг.
Световая часть насчитывала беспрецедентное количество – порядка 1800 – управляемых световых приборов. Уникальные приборы, которые привез главный художник по свету – англичанин Ал Гордон – позволили создать потоки направленного света различных цветов.

Клаус Раэ, главный звукорежиссер проекта.
Клаус Раэ, главный звукорежиссер проекта.

Звуковая часть представляла собой сложнейшую систему общей мощностью 150 кВт, тщательно настроенную таким образом, чтобы музыка была прекрасно слышна зрителям всех без исключения мест, но при этом звук из зала не мешал звуку, идущему в эфир.
Главный звукорежиссер проекта – Клаус Раэ, известный тем, что в свое время работал звукорежиссером Modern Talking. Он рассказал, что многочисленные колонки были нужны для того, чтобы обеспечить высокое качество звука для любого зрителя, в каком бы месте зала он ни находился – на главной трибуне или на боковых трибунах. Например, для самых верхних рядов была смонтирована система из 16 динамиков и специальной акустической сборки.
На обычном рок-концерте в подобном зале было бы достаточно четырех сборок из нескольких динамиков. Но на таком мероприятии, как «Евровидение», сопровождающемся трансляцией, нельзя сделать слишком высокой громкость в области сцены, иначе звук из зала может накладываться на звук, идущий в эфир. Для решения этой задачи в зале формируется несколько своего рода звуковых фронтов. Ряд зон, например, VIP места возле сцены, где сидят делегации, накрывается особым «звуковым душем».


Четверть века с «Евровидением»

Уникальное оборудование зала включало не только проекционные шары и подвесные бассейны, но и беспроводное оборудование Sennheiser.
Продукция этой немецкой компании больше известна любителям музыки в основном с одной стороны: тысячи меломанов пользуются ее высококачественными наушниками. Между тем в кругу профессионалов музыки бренд Sennheiser пользуется непререкаемым авторитетом благодаря выпускаемому компанией оборудованию для записи, трансляции и воспроизведения звука. Что же касается конкурса «Евровидение», то фирма уже в 24-й раз обеспечивает его акустическую составляющую, являясь официальным поставщиком беспроводных микрофонов и систем персонального мониторинга.
По словам Натальи Березовской, Генерального директора компании «Сеннхайзер Аудио» (Россия), успешное осуществление данного масштабного проекта стало возможным благодаря большой международной командной работе, продемонстрированной специалистами компании Sennheiser из России, Германии и других стран.

Пульт беспроводного оборудования Sennheiser. На мониторе – обратный отсчет времени до начала концерта.
Пульт беспроводного оборудования Sennheiser. На мониторе – обратный отсчет времени до начала концерта.

Часть специалистов Sennheiser работает возле самой сцены, за пультом управления сценическим звуком, куда выведено 16 каналов для беспроводного мониторинга. Система контроля звука разделена на две части – вторая группа специалистов находится за кулисами.
Клаус Виллемсен, один из самых опытных специалистов по радиочастотам, работает на конкурсе уже девятнадцатый год из тех 24 лет, что компания Sennheiser поставляет для «Евровидения» свое оборудование. Он пояснил нам, что, в свою очередь, из восьми каналов каждой группы шесть каналов предназначены для исполнителей, выступающих на сцене от каждой страны, и два канала – для ведущих.

Клаус Виллемсен, специалист по радиочастотам компании Sennheiser, работает на конкурсе уже девятнадцатый год.
Клаус Виллемсен, специалист по радиочастотам компании Sennheiser, работает на конкурсе уже девятнадцатый год.

Настройка беспроводных микрофонов сама по себе представляет собой сложную задачу: необходимо разнести их частоты так, чтобы исключить всякую возможность взаимных помех. Тем более, что звук на «Евровидении» смешанный: музыка идет в записи, голоса певцов – «вживую».
Борьба с помехами – одна из главных задач специалистов Sennheiser. В зале и вблизи сцены расположено огромное количество экранов с пульсирующими светодиодами. Управление экранами производится с помощью цифровых устройств, которые и создают главные помехи для высокочастотной звуковой аппаратуры.
Другим источником помех могут стать индивидуальные беспроводные устройства. На конкурсе «Евровидение» аккредитованы тысячи журналистов, и, к сожалению, несмотря на призывы организаторов не пользоваться беспроводными микрофонами, вначале этот запрет соблюдают лишь около 90% репортеров. Специальное оборудование автоматически регистрирует каждый случай использования беспроводного устройства, позволяя течение всего 60 секунд безошибочно найти место, где находится этот радиопередатчик. После локализации устройство немедленно изымается и передается службе безопасности.

Монитор, отражающий состояние всех микрофонов Sennheiser.
Монитор, отражающий состояние всех микрофонов Sennheiser.

Специалисты, работающие на пульте у сцены, оперируют теми же данными, которые есть у микрофонной группы, и имеют возможность заранее проверить, что все в порядке, каждый исполнитель получил свой микрофон и свой передатчик. Специальное программное обеспечение позволяет одновременно отслеживать состояние всех микрофонов группы, убедиться в том, что они подключены, сигнал поступает, батарейки заряжены и т.д., а также вывести все эти данные на большой монитор, отражающий состояние всего «микрофонного хозяйства».

Эти приятные светильники в «Зеленой комнате» – дополнительный источник радиопомех.
Эти приятные светильники в «Зеленой комнате» – дополнительный источник радиопомех.

Часть оборудования Sennheiser была установлена также в «Зеленой комнате», где находятся артисты после выступления. Здесь источником помех служит большое количество светильников, установленных у столика каждой делегации. Специальная аппаратура, разработанная специалистами компании, устраняет помехи от этих светильников.


Жизнь за кулисами

Мы проходим в специальную зону Backstage Area, где находится весь реквизит для выступлений. Работа с ним на конкурсе «Евровидение» подчинена очень жесткому регламенту: команде отводится всего 30 секунд, чтобы сменить декорации на сцене после выступления каждой страны. Это своего рода сложный конвейер с четко прописанными правилами, в котором задействованы сразу четыре группы выступающих: пока первый участник выступает на сцене, три следующее группы участников уже «заряжаются» микрофонами и ушным мониторингом, параллельно снимается аппаратура с артистов, которые уже закончили выступление, и т.д.

В микрофонной зоне работала одна из лучших профессиональных команд Первого канала во главе с Алексеем Петровым, качественно и в срок обеспечивая всех участников конкурса необходимой аппаратурой для выступления.
В микрофонной зоне работала одна из лучших профессиональных команд Первого канала во главе с Алексеем Петровым, качественно и в срок обеспечивая всех участников конкурса необходимой аппаратурой для выступления.

Участвующие в конкурсе артисты могли использовать топовую модель ручного передатчика Sennheiser SKM 5200 с установленным на нем конденсаторным микрофонным капсюлем KK 105 S производства компании Georg Neumann или нательным миниатюрным передатчиком SK 5212 и миниатюрным микрофоном с оголовьем HSP 4.
В целях оперативности все микрофоны, гарнитуры и миниатюрные передатчики помечены различными цветами, ведь разбираться с маркировкой в этом темпе просто некогда: на подготовку исполнителя к выходу на сцену отведено всего три минуты. «Заряжаются« микрофоны в соответствии с картой или паспортом, прописанным для каждой группы участников.


Как одевают микрофоны

Каждому исполнителю на время проведения выделены индивидуальные наушники и гарнитуры Sennheiser, хранящиеся в специальной коробке, на которой написано название страны. Крепление должно быть надежным, ведь артисты интенсивно двигаются на сцене, и любые случайности должны быть исключены. Обязательное требование при закреплении гарнитуры на исполнительницах – снять длинные серьги, поскольку они могут создавать дополнительные помехи при движении. Коробочка с передающей аппаратурой беспроводного микрофона, так называемый bodypack – крепится на поясе певца или певицы. Если костюм исполнителя не предусматривает наличие пояса, в ход идут специальные эластичные ленты и кармашки.

Генеральный директор компании «Сеннхайзер Аудио» Наталья Березовская исполнила роль солистки, готовящейся к выходу на сцену, чтобы продемонстрировать нам процесс закрепления гарнитуры. В дни проведения конкурса Наталье гораздо чаще приходилось быть одним из действующих лиц своей команды, помогая крепить аппаратуру на исполнительницах.
Генеральный директор компании «Сеннхайзер Аудио» Наталья Березовская исполнила роль солистки, готовящейся к выходу на сцену, чтобы продемонстрировать нам процесс закрепления гарнитуры. В дни проведения конкурса Наталье гораздо чаще приходилось быть одним из действующих лиц своей команды, помогая крепить аппаратуру на исполнительницах.


Команда «Сеннхайзер Аудио» и Первого канала
Команда «Сеннхайзер Аудио» и Первого канала.


На автономном питании

По требованию Европейского вещательного союза (ЕВС) конкурс абсолютно независим от электрических сетей города, в котором он проходит.

Генераторы автономного питания.
Генераторы автономного питания.

Все техническое оборудование сцены и зала обеспечивается питанием от постоянно работающих автономных дизельных генераторов, суммарная мощность которых (включая резерв) составляет 10 МВт (активно используется около 6 МВт). Это эквивалентно мощности, потребляемой таким городом, как Зеленоград. Протяженность кабельных сетей питания – около 130 км.

Передвижные телевизионные станции (ПТС).
Передвижные телевизионные станции (ПТС).

Продублированы и передвижные телевизионные станции (ПТС) компании Alphacam, приобретенные Первым каналом специально для трансляции «Евровидения-2009». Это уникальное оборудование, не имеющее аналогов в России, использовалось для передач соревнований Олимпиады 2008 года в Пекине. Каждый концерт предварительно записывается на серверы во время троекратных репетиционных прогонов, и если во время прямой трансляции произойдут какие-нибудь «накладки», будет использована резервная запись.

Концерт можно записать заранее, а вот голосование – нет. На этот пульт с многочисленными экранами приходят выступления презентеров от всех стран во время голосования.
Концерт можно записать заранее, а вот голосование – нет. На этот пульт с многочисленными экранами приходят выступления презентеров от всех стран во время голосования.

Из аппаратной центра телевизионной трансляции сигнал через спутники поступает ко всем вещателям, которых насчитывается около 50. Российский Первый канал работает в формате High Definition, но с помощью специального конвертера выполняется понижение сигнала до стандартного разрешения, чтобы передавать его на те страны, где еще не используется стандарт HD. Спутник Fly Away «поднимает» сигналы с двух тарелок – одной, передающей в формате HD, другой – в обычном формате.


До встречи в Осло!

Московский конкурс «Евровидение» остался позади, войдя в историю своей блистательной технической подготовкой и слаженной работой всех, кто обеспечивал его проведение. На очереди новые проекты национального и международного масштаба.


Вадим Коляда


06.06.2009
text-align: justify;/divtext-align: justify;
Поделиться ссылкой
Версия для печати
Яндекс.Метрика